Образовательный процесс

Сценарий семинара-практикума для педагогических работников и законных представителей воспитанников “Увлекательная экономика»

14.04.2023

Сценарий семинара-практикума для педагогических работников и законных представителей воспитанников

Увлекательная экономика»

 

Цель: повысить компетентность педагогов и родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста

Задачи:  познакомить воспитателей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

– расширить кругозор посредством игр экономической направленности.

Оборудование:  столы, разделенные на две группы, фломастеры, листы бумаги, конфеты, дидактическая игра «Собери банкноту».

Ведущий: Добрый день! Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Именно наши дошкольники будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. Экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста. Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький гражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.

Задачи экономического воспитания дошкольников:

– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;

– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;

– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;

– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);

– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от дошкольного экономического воспитания, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание - индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.

В нашем детском саду мы используем разнообразные формы и методы по ознакомлению детей с экономикой.

  1. Формы и методы по экономике

- загадки;

- пословицы;

- экономические задачи;

- сказки;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- занятия

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Процесс экономического воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

Сегодня я вам предлагаю отправится в увлекательный мир экономики

  1. Упражнение «Экономика для дошкольников – это..........» (каждый участник высказывает понятие «Экономика для дошкольников – это...»)
  2. Деление воспитателей на команды: упражнение «Найди партнеров». В руках у присутствующих части банкноты «рубль» и «доллар». Под музыку присутствующие перемещаются по залу, как только музыка останавливается участники тренинга должны найти свою команду.

Образуются две команды.

  1. Задание «Нарисовать эмблему»
  2. Представление команд.
  3. Игровое упражнение «Бартер»

1,2,3,4,5- начинаю я менять.

Гимнастическую палку

Поменяю я на скакалку,

А скакалку на машинку,

А машинку на картинку,

А картинку на стекляшку,

А стекляшку на бумажку

Предлагаю «Бартер»: конфета – на пословицу или поговорку экономического содержания.

  1. Экономические загадки:
  • Люди ходят на базар:

Там дешевле весь…. (товар)

  • На товаре быть должна

Обязательно…..(цена)

  • Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без……(рекламы)

  • Чуть оплошаешь - так в тот же момент

Рынок захватит весь твой….(конкурент)

  • Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким …..(доход)

  • Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ….(налоги)

  • Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой…..(вклад)

  • Приносить доходы стал

В банке папин …. (капитал)

  • На рубль-копейки, на доллары-центы,

Бегут набегают в банке…(проценты)

  • Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы …..(ссуду)

  • Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся…..(залог)

  • И врачу и акробату

Выдают за труд…….. (зарплату)

  • В банке для всех вас висит прокламация:

«деньги в кубышках съедает……» (инфляция)

  • Чтобы партнеров не мучили споры,

Пишут юристы для них…..(договор)

  1. Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Вы, конечно, догадались, что речь идет о рекламе. Реклама – это двигатель торговли.

Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого «Молочное» и «Шоколадное»

Нарисовать рекламу мороженого и придумать слоган.

Что характерно для хорошей рекламы: краткость, образность, привлекательность для зрителя.

  1. Решение экономических задач и обоснование ответа.
  2. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
  3. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
  4. Где дороже бутылка «Лимонад»- в пустыне или на севере?
  5. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5 руб за 1 кг., а в другом по 3 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
  6. Зайцы целую неделю продавали морковку по 3 руб за 1 кг. к концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
  7. Экономика в сказках

Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

- Определите какие экономические понятия можно рассмотреть в данных сказках

  1. Терем-теремок (распределение труда)
  2. Чудесная шуба (бартер)

Сказки распределяются по командам, предлагаются их обыграть, после игры  обсудить и добавить свое экономическое понятие.

  1. Обратная связь«Заверши фразу» -  соотнесение индивидуальной оценки с мнениями других участников.

свернуть

Литературная гостинная

10.04.2023

   В ходе реализации инновационного проекта «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста» была организована литературная гостиная для законных представителей воспитанников. Основная идея встречи – показать родителям, что сказка способствует пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению. Законные представители воспитанников познакомились с различными видами сказок:  сказки о купле – продаже, раскрывающие потребности в производстве и потреблении товара,  сбыте, распределении («Мальчик - с - пальчик»); сказки, отражающие труд людей, доказывающие, что труд украшает человека, делает его счастливым и богатым («Терем-теремок», «Морозко»); сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» («Муха-цокотуха», «Приключения Буратино»). Обсуждение и проведение различных видов театрализованных игр по прочитанным произведениям помогло понять, что народные сказки, аккумулирующие вековой экономический опыт белорусов, способствуют формированию патриотических чувств, нравственных качеств личности (старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность).

 

 

свернуть

Семинар для педагогов

18.11.2022

 

   В рамках реализации инновационного проекта «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста» для педагогических работников был проведен семинар-диспут «Экономика для взрослых и детей», целью которого являлось совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах экономического воспитания дошкольников. Во время семинара обсуждались не только актуальные вопросы формирования основ экономической культуры у детей, но решались проблемные ситуации, разгадывались кроссворды и шарады. Повышению экономической культуры педагогических работников способствовало знакомство с такими современными профессиями, как «маркшейдер», «медиа-байер», «девелопер», «промоутер», «неонщик», «мерчендайзер», «рекрутер».

  

Справочно: маркшейдер - специалист по строительству подземных сооружений; медиа-байер – занимается закупкой рекламных площадей в газетах или эфирного времени на радио и телевидении; девелопер – специалист по операциям с недвижимостью; неонщик – разносчик корреспонденции; промоутер – человек, занимающийся прямой рекламой товара; мерчендайзер – торговый представитель, занимается подготовкой товаров к продаже; рекрутер – человек, занимающийся подбором персонала.

свернуть

Результаты анкетирования законных представителей  воспитанников по теме  «Экономическое  воспитание ребенка в семье»

05.10.2022

Результаты анкетирования законных представителей

 воспитанников по теме

 «Экономическое  воспитание ребенка в семье»

(сентябрь 2022 года)

 

Количество анкет: 44

№ п/п

Вопросы анкеты

Количество ответов

Проценты

1.      

Необходимо ли экономическое воспитание Вашему ребенку?

Да – 39

Нет – 1

Затрудняюсь ответить – 4

88,6 %

2,3%

9,1%

2.      

С какого возраста Вы считаете нужно начинать экономическое воспитание детей?

с 4 лет – 37

с дошкольного – 4

со школы – 3

84%

9,2%

6,8%

3.      

Знакомите ли Вы своего ребенка с бюджетом вашей семьи?

Да – 34

Нет – 3

Считаем, что ещё рано – 7

77,3%

6,8%

15,9%

4.      

Если да, то каким образом Вы это делаете?

А) объясняем, откуда берутся деньги в семье

Б) объясняем, на что нужно потратить деньги, прежде всего

В) иногда выслушиваем мнение ребенка

Г) ребенок еще мал для этого

Д) другое

 

 

Да - 36

 

Да - 36

Да - 20

Да - 3

 

0

 

 

81,8%

81,8%

45,4%

6,8%

0 %

5.      

Какие методы  экономического воспитания ребёнка Вы применяете?

А) игры

Б) чтение сказок

В) совместные походы в магазин, банк, аптеку и т. д.

Г) другое

 

 

 

28

37

40

 

5

 

 

 

63,6 %

84%

90,9%

 

11,3 %

6.      

Перечислите источники получения информации по экономическому воспитанию:

А) по телевидению

Б) по радио

В) в газете и журнале

Г) из книг и специальной литературы

Д) другое

 

 

 

 

 

22

5

15

19

 

от педагогов-16

 

на сайте детского сада-18

при посещении мероприятий в детском саду-28

при организации встреч с родителями-32

 

 

 

49,9 %

11,3 %

34 %

43,1%

 

36,3%

40,9%

 

63,6%

 

72,7%

7.      

Объясняете ли Вы своему ребенку на доступном ему уровне, какую роль играют электроэнергия, газ, вода в жизни человека?

Да – 30

Иногда – 9

Нет – 5

 

68,1 %

20,5 %

11,4 %

8.      

Объясняете ли Вы своему ребенку, правила экономного пользование водой, электроэнергией, газом?

Да – 35

Считаем, что ещё рано – 9

 

79,5 %

20,5 %

9.      

Всегда ли сами экономите свет, тепло и воду?

Да – 36

Нет - 3

Не всегда – 5

81,8 %

6,8%

11,4 %

10.            

Нуждаетесь ли Вы в советах педагогов по экономическому воспитанию ребенка?

Да – 27

Нет – 8

Не знаю – 9

61,3 %

18,2 %

20,5 %

11.            

Какими будут ваши предложения по экономическому воспитанию детей.

Организовать кружок для детей «Основы финансовой грамотности»– 5

Провести практическое занятие по изготовлению игр своими руками -7

Участие родителей в экономическом воспитании – 17

11,3 %

 

 

15,9%

 

38,6%

 

 

свернуть

Основная идея инновационного проекта и направления её осуществления

02.09.2022

Основная идея инновационного проекта и направления её осуществления

Реализация содержания инновационного проекта позволит внедрить в образовательный процесс учреждений дошкольного образования эффективные формы, методы и приёмы формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования:

этапы работы по формированию основ экономической культуры у детей дошкольного возраста: вводно-ориентировочный; информационно-познавательный; деятельностный;

содержание ознакомления детей дошкольного возраста с элементарными экономическими явлениями и понятиями (труд как создание материальных ценностей; деньги как эквивалент человеческого труда; человек в мире профессий; представление об экономике как сфере деятельности, рациональное использование времени, природных ресурсов и т.д.);

формы организации образовательного процесса (игры, занятия, развлечения и праздники, самостоятельная художественно-речевая деятельность, экскурсии), средства формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста (художественная литература, изобразительное искусство, природа);

комплекс заданий, обеспечивающих: 1) формирование у ребёнка экономически значимых качеств (бережливость, трудолюбие, аккуратность, экономность, дисциплинированность), потребностей (в творческом труде; в достижении высоких результатов с наименьшими затратами, в уважении со стороны других людей и самоуважении, в общении с людьми, в сохранении и приумножении природных богатств и пр.); 2) практическое ознакомление дошкольников с экономическими понятиями (необходимые и необязательные товары, деньги, семейный бюджет и расходы семьи, реклама, банки и пр.);

методы формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста: исследовательские, игровые, программированного обучения;

диагностику формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста: показатели, критерии их оценки; серии диагностических заданий; диагностический материал; уровни сформированности основ экономической культуры.

свернуть

Модель внедрения методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста

02.09.2022

Модель внедрения методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста

               
   

СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 
 
 

АДМИНИСТРАЦИЯ

 
 

ПЕДАГОГИ

 

 
 

РОДИТЕЛИ

 
свернуть

Консультанты проекта «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста»

01.09.2022

Государственное учреждение дошкольного образования

«Детский сад № 56 г. Бреста»

Инновационный проект

«Внедрение методики формирования основ экономической

культуры у детей дошкольного возраста»

Сроки реализации инновационного проекта: 2020 – 2024 годы

Консультанты проекта:

Давидович Альбина Леонидовна (Министерство образования Республика Беларусь, заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальник управления дошкольного образования; кандидат педагогических наук)

Смолер Елена Ивановна (Белорусский педагогический университет имени Максима Танка, заведующий научно-исследовательского сектора; кандидат педагогических наук, доцент)

 

 

 

свернуть

Программа инновационной деятельности «Внедрение модели формирования эффективного опыта педагогов на основе рефлексивной практики»

01.09.2022

Программа инновационной деятельности «Внедрение модели формирования эффективного опыта педагогов на основе рефлексивной практики»

Этап/срок реализации

Основные направления

Организационно-управленческое обеспечение

Информационно-аналитическое обеспечение

Научно-методическое обеспечение

Работа с педагогами

Работа с воспитанниками и родителями

Психолого-педагогическое сопровождение

Планируемые результаты

Подготовительный (сентябрь - октябрь 2020)

1.    Самоопределение педагогического коллектива на участие в инновационной работе.

2.    Определение темы инновационного проекта, обоснование актуальности выбранной темы.

3.    Изучение и анализ литературы, педагогического опыта, проекта.

4.    Разработка проекта программы, положений  по реализации инновационного процесса.

5.    Разработка и оформление инновационного проекта «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста»

6.    Разработка системы контроля за ходом и результатами внедрения педагогических инноваций.

7.    Мотивация педагогов дошкольного образования на инновационную деятельность и создание группы участников проекта.

1.  Составление представления списка научной и научно-методической литературы по теме инновационного проекта.

2.  Приобретение необходимых материалов и пособий

1.    Консультационная помощь педагогическому коллективу в выборе инновационной идеи для разрешения  выявленных проблем.

2.    Разработка совместно с консультантом инновационной программы её реализации.

3.    Выявление рисков реализации инновационного проекта, определение мер по их предотвращению.

1.  Ориентация педагогического коллектива на инновационную деятельность:

-обсуждение и принятие идеи и необходимых нововведений в учреждении образования.

2. Разработка педагогами индивидуальных маршрутов педагогического поиска.

3.Индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов.

4. Использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги, педагогические проекты, использование информационно-коммуникативных технологий).

5. Обсуждение рисков реализации инновационных и путей их предотвращения.

 

1.   Знакомство детей с программой «Афлатун», рассказ об истории программы и описание, в чём заключается её суть.

2.   Квик-настройка «Родителям об Афлатуне»

3.   Знакомство с героем Афлатун

4.   Разучивание песни про Афлатуна

5.   Чтение сказки про главного героя Афлатуна

6.   Изготовление с детьми кукол на палочке Афлатун

7.   Разговор родителей с детьми «Какого происхождение моего имени?»

8.   Родительская пятница «Наш любимый семейный пирог»

9.   Сказка «Город чувств»

10.            Занятие по образовательной области «Ребёнок и общество» «Ценные бумаги:деньги»

11.            Фантазирование детей на тему «Что можно купить за одну монетку?»

12.            Рассуждение на тему «Как я могу экономить семейный бюджет?»

13.            Занятие по образовательной области «Ребёнок и общество» «Кем я хочу стать и почему?»

14.            Эспресс-опрос «Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста»

1.    Диагностика педагогического коллектива:

-выявление готовности к осуществлению инновационного проекта;

-преодоление  барьеров инновационной деятельности

1.    Инновационный проект как пакет документации.

2.    Мотивационная и когнитивная готовность педагогов дошкольного образования, участников инновационного проекта, и педагогического коллектива к реализации проекта в учреждении образования.

Рефлексивно-диагностический (ноябрь 2020)

1.    Формирование локальной нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность в учреждении образования.

2.    Корректировка реализации программы и плана мероприятий в рамках инновационного проекта.

3.    Организация заседаний (школы молодого педагога дошкольного образования, школы повышения педагогического мастерства, творческой группы).

 

1.   Информирование хода инновационной деятельности в рамках проекта

2.   Обеспечение взаимодействия педагогов, участников инновационной деятельности, с целью обобщения передового педагогического опыта

1.   Консультативная помощь в определении тем педагогических исследований в рамках инновационного проекта.

2.      Организация и проведение постоянно действующего семинара «Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста»

1.      Диагностика готовности и мотивации педагогов к инновационной деятельности:

– уровня педагогической деятельности;

– уровня педагогического опыта.

2.   Организация тренинга «Определение затруднений в профессиональной деятельности педагогов».

 

1.      Дебаты «Изучение спроса эффективности экономического воспитания детей дошкольного возраста»

2.      Диагностика «Выявление уровня сформированности основ экономической культуры»

3.      Копилка добрых дел «Важная вещь из моего детства»

4.      Развивающая игра «Я во многом особенный»

5.      Нетрадиционное рисование «Что было бы, если бы я был Афлатуном?»

6.      Ручной труд «Обруч Афлатуна»

1.      Диагностика готовности психологической службы к организации и сопровождению инновационной деятельности

1.      Диагностика уровня сформированности умений педагогов, участников инновационного проекта.

2.    Анализ результатов диагностики.

3.    Организация обучения педагогов в рамках проекта и на основе диагностики.

Практический

(декабрь 2020 – январь 2024)

1. Организация деятельности педагогического коллектива по реализации проекта по всем его направлениям:

- проведение систематической учёбы (семинары, практикумы, консультации);

- создание условий для интенсификации самообразовательной деятельности педагогов;

 

2. Организация контроля за осуществлением работы в чётком соответствии с программой инновационной деятельности и нормативными правовыми документами, а также осуществление контроля за ведением обязательной документации в рамках инновационного проекта.

3. Поэтапный мониторинг эффективности инновационного проекта.

4. Проведение педагогического совета «Презентация образца эффективного педагогического опыта на тему «Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста».

5. Итоговый контроль уровня развития умений участников инновационного проекта.

1.    Организация деятельности информационно-аналитического центра по направлениям:

- предоставление информации на сайт учреждения образовании о реализации инновационного проекта;

- предоставление методических материалов инновационной деятельности в виртуальный методический кабинет.

2. Организация проведения вебинара на тему «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста».

3.Консультирование по вопросам осуществления инновационной деятельности в онлайн режиме.

4. Расширение педагогического партнёрства в рамках реализации инновационного проекта с другими учреждениями дошкольного образования Брестской области.

 

1. Научно-методическое консультирование всех участников инновационной деятельности.

2. Консультативная помощь по результатам проведения учебно-деловой игры.

3. Организация консультирования по вопросу определение программы и плана реализации индивидуального педагогического исследования в рамках инновационного проекта педагога-инноватора Артихович Е.Г.

4. Проведение методологического семинара «Организационно-методологические условия аттестации педагогических кадров».

5. Консультационная помощь при осуществлении экспертной оценки материала педагогического опыта педагога Лемешевской Н.Н., представленных к распространению.

1.      Создание творческого клуба педагогов, научно исследовательской группы и лаборатории педагогов исследователей по теме инновационного проекта.

2.   Организация взаимопосещений занятий и развлечений. Их анализ и обмен опытом.

3.   Проведение внутрисадовых презентаций, круглых столов и творческих конкурсов в  рамках инновационного проекта.

4.   Учебно-деловая игра «Технология оформление педагогического опыта».

5.   Индивидуальная работа педагогов-новаторов по теме «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста».

1.      Изготовление коробок для путешествий с Афлатуном

2.      Дни добрых дел «Создаём наш минимаркет»

3.      Эссе «Мечты о твоём будущем, малыш»

4.      Рассказ из опыта детей «Профессия моих родителей»

5.      Шоу талантов

6.      День открытых дверей «Один день с Афлатуном»

7.      Изготовление родителями кукол из носков «Заяц и Черепаха»

8.      Экскурсия в мини-музей «Какие бывают деньги»

9.      Экспресс-почта «детские впечатления от «Шоу талантов»

10.  Интегрированное занятие «Учимся экономить с Афлатуном (понятие больше-меньше)»

11.  Сюжетно-ролевая игра «Виртуальный монетный двор»

12.  Аллатун-пантомина «Необходимые инструменты для разных профессий»

13.  Экологическая акция «Посади дерево

14.  Устный детский журнал «Копим, тратим, делимся»

15.  Совместная акция детей и родителей «Ярмарка Афлатун»

16.  Энергосберегающая акция «Вода – важный ресурс»

17.  Фотоколлаж «Звёздочки желаний»

18.  Клуб для родителей «Мечта моего детства»

1.      Осуществление промежуточной диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта.

2.    Оказание консультативной помощи педагогом-новатором по вопросам самодиагностики.

3.    Индивидуальное консультирование педагогов участников инновационной деятельности по психолого-педагогическим вопросам в рамках инновационного проекта.

4.    Проведение психолого-педагогического консилиума, рефлективных и инструктивно-методических совещаний.

1.      Программа и план, промежуточные итоги реализации индивидуальных педагогических исследований участников инновационной деятельности.

2.    Оформлены индивидуальные педагогические опыты воспитателей дошкольного образования, участников инновационного проекта.

3.    Апробированные на практике занятия, дидактические разработки, компьютерные офлайн-игры по теме инновационного проекта.

4.    Банк образцов передового педагогического опыта.

5.    Справка о промежуточных результатов инновационного проекта.

Обобщающий

(февраль – май 2024)

1. Изучение и систематизация документации участников инновационного проекта:

- анализ результатов инновационной деятельности, в соответствии с критериями проекта;

- составление и анализ отчёта о результатах инновационной деятельности;

-презентация эффективного педагогического опыта;

- подготовка методических материалов по внедрению апробированной инновационной модели в образовательную практику;

- обобщение инновационного опыта учреждения образования.

 

2. Проведение педагогического совета по итогам и распространению инновационного опыта

 

3. Организация и проведение семинара

 

4. Организация мероприятия по обмену инновационным опытом с ГУО «Ясли-сад № 20 г. Бреста»

2.      Оформление результатов проекта, подготовка их к экспертизе, составление отчёта всеми участниками инновационного проекта.

3.      Предоставление  информации на сайт учреждения образования «О результатах реализации информационного проекта».

4.      Пополнение банка данных педагогического опыта педагогов-инноваторов.

5.      Организация онлайн-семинара

6.      Рекламная акция, отражающая профессиональные достижения участников инновационной деятельности и учреждения образования

Консультативная помощь по вопросам:

-  анализа и систематизации материалов по итогам реализации инновационной деятельности;

-  оформление индивидуального педагогического опыта участников инновационного проекта;

-  разработка программы презентации эффективности инновационного педагогического опыта;

 

Консультативная помощь при подготовке отчётных материалов по итогам реализации инновационного проекта

 

1.      Самообобщение инновационного опыта педагогами-инноваторами

2.   Проведение итогового семинара, презентации опыта и результатов инновационной деятельности в коллективе.

3.   Участие в научно-практических конференциях, семинарах, консультациях.

4.   Организация творческих отчётов участников проекта с презентацией результатов инновационной работы.

5.   Проведение открытых занятий и развлечений, отражающих опыт индивидуального процесса деятельности педагогов-инноваторов

1.      Занятие по образовательной области «Искусство: Музыка» «Мы в ладоши хлопаем» (Е. Железновой)

2.      Ручной труд: изготовление с детьми Книги Чувств

3.      Индивидуальная беседа «Мой друг Афлатун»

4.      Труд в природе: сбор природе ногтматериала для изготовления птички Синты и её гнезда

5.      Занятие по образовательной области «Обучение грамоте» «Охота на буквы имени Афлатун»

6.      Рассуждение детей на тему «Как я могу экономить семейный бюджет»

7.      Развивающая игра «Если бы я был (а) монетко»

8.      Проблемная ситуация «Деньги – это хорошо или плохо»

9.      Чтение сказки с последующем рисование «Об особенной монетки»

10.  Игра-драматизация стихотворения К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

11.  Рисование персонажей сказок экономического содержания.

1.              Осуществление итоговой диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта.

2.    Проведение психологических тренингов, направленных на формирование микроклимата, ориентированного на обмен инновационным опытом и сотрудничества.

3.    Консультативная помощь по вопросам продолжения личностно-профессионального развития педагогов, завершивших реализацию инновационного проекта.

1.      Отчёт о процессе и результатах инновационной деятельности на заседании педагогического совета учреждения образования.

2.    Творческий отчёт участников проекта по завершении инновационной деятельности.

3.    Обощение опыта работы учреждения образования по результатам инновационной деятельности.

4.    Мастер-классы педагогов, участвующих в реализации инновационного проекта

5.    Участие педагогов, участвующих в реализации инновационного проекта, в семинарах, конференциях.

6.    Публикации в СМИ по результатам реализации инновационного проекта.

 

свернуть

Цель и задачи инновационного проекта

01.09.2022

   Цель реализовать содержание инновационного проекта, внедрить в образовательный процесс учреждений дошкольного образования эффективные форм, методы и приёмы формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования.

Задачи:

  1. Активизировать детскую познавательную деятельность, развивающую основу экономической культуры посредством внедрения в образовательный процесс учреждения дошкольного образования эффективных форм, методов и приёмов;
  2. Формировать у детей дошкольного возраста экономические знания, экономические умения и навыки практической деятельности;
  3. Способствовать формированию экономически значимых личностных качеств; уровень развития креативности ребёнка, умение творчески подойти к решению экономических задач;
  4. Способствовать расширению представлений воспитанников о труде как ценности общества и основе достойного благополучия личности;
  5. Воспитывать самостоятельность, умение трудиться творчески, рационально, экономно, достигать высоких конечных результатов с наименьшими затратами, уровень сформированности разумных потребностей;
  6. Обеспечить на всех этапах инновационного проекта научно-методическое сопровождение, содействующее самообразованию педагогических работников посредством теоретического осмысления концептуальных основ проекта и определения направлений индивидуальных педагогических исследований;
  7. Разработать и оформить методические материалы по эффективному внедрению в образовательную практику созданной инновационной модели; организовать процесс формирования представления, трансляции педагогами инновационного проекта;
  8. Разработать алгоритм сотрудничества с родителями воспитанников и социального партнёрства с заинтересованными организациями, предприятиями, создать условия для их реализации.
свернуть

Актуальность темы инновационного проекта «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста»

01.09.2022

Актуальность темы инновационного проекта

«Внедрение методики формирования основ экономической

культуры у детей дошкольного возраста»

 

В современных условиях развития общества проблема экономического развития детей, формирование основ экономической культуры как никогда является актуальной. Актуальность данной темы инновационного проекта заключается в том, что ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая  таким способом  экономической информацией на житейском уровне. Знания основ экономической культуры с дошкольного возраста служат основой правильного миропонимания, способствует приобретению элементарных навыков ориентировки в экономических явлениях и формированию социально-активной личности.  В Директиве Президента № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» актуальным является вопрос экономической безопасности страны.

Одним из основных условий реализации качественного экономического образования является правильная организация образовательного процесса, составной частью которого является экономическое воспитание. Важным звеном в цепочке экономического образования является экономическое обучение и воспитание в учреждении дошкольного образования, которое позволит формировать определенный тип мышления, соответствующий измененным условиям жизни, поведение на основе ценностей, принятых в обществе. Приобщение ребенка к  миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста - относительно новое направление дошкольной педагогики. И, как видно из практики, воспитанники уже в среднем дошкольном возрасте начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операционную деятельность, в частности трудовую и игровую. Дети видят настоящие деньги, труд близких, их трудовые доходы, принимают участие в покупках и других приобретениях. Позже в детской деятельности неоднократно можно наблюдать, как наши воспитанники  тоже «покупают», «продают», «расплачиваются» за покупки «деньгами». Все это осуществляется в рамках игры, в условных ситуациях, порой очень непохожих на то, что происходит в реальной жизни  взрослых.  Именно в этот период происходит скачок в становлении личности ребенка, и, естественно, упустить из виду этот период никак нельзя. Педагог  должен раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

Современные дети становятся очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, «коммерческого образа жизни», требующего от современной личности особых качеств, особой экономической культуры. Это значит, что современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств. Следовательно, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно со среднего дошкольного возраста. Нынешним воспитанникам предстоит осваивать новую картину мира, складывающуюся  и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, действовать творчески и самостоятельно, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно, рационально. В условиях рынка необходимо сформировать такие качества как предприимчивость, деловитость, трудолюбие, профессиональная компетентность, умение быстро адаптироваться к изменяющейся рыночной ситуации, способность к принятию самостоятельных, ответственных решений и саморегуляции поведений. Именно  в дошкольном возрасте приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. 

Как было замечено выше, экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Первые шаги  в мире ребенок делает в семье. Безусловно, очень различны ценностные установки каждой семьи как социального института формирования основ экономической культуры. Поэтому важно подчеркнуть необходимость тесной связи семейного и педагогического воспитания в решении задач экономического образа детского мышления. Это глобальная социальная проблема, которая может быть решена совместно родителями и педагогами дошкольного учреждения.

свернуть

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В 2022/2023 УЧЕБНОМ ГОДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

Инновационный проект "Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста"

В 2022-2023 учебном году в старшей «В» и второй младшей «В» группах продолжается работа по реализации инновационного проекта «Внедрение методики формирования основ экономической культуры детей дошкольного возраста».

     Задачи инновационной деятельности: формировать у детей дошкольного возраста экономические знания, умения и навыки практической деятельности; активизировать детскую познавательную деятельность развивающую основы экономической культуры посредством внедрения в образовательный процесс эффективных методов и приемов; продолжить сотрудничество с законными представителями воспитанников по формированию у детей экономически значимых качеств личности.

  Запланированные в этом учебном году мероприятия будут проводиться согласно разработанного плана и способствовать успешному решению поставленных задач.

свернуть

Материнская школа

«Материнская школа» – это организационная форма педагогической поддержки детей от рождения до 3-х лет, не посещающих учреждения дошкольного образования, и их родителей.

«Материнская школа» предназначена для:

детей, родители которых хотели бы начать адаптацию ребёнка к учреждению дошкольного образования и коллективу;
детей, чьи родители не хотели бы отдавать ребёнка в учреждение дошкольного образования на полный день;
родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми и развивать их способности.
Цели группы адаптации «Материнская школа»:

создание условий для развития у родителей педагогической и психологической компетентности в вопросах воспитания ребёнка;
психолого-педагогическое просвещение молодых родителей, воспитывающих детей от рождения до 3-х лет;
педагогическая поддержка развития детей;
содействие ранней социализации и успешной адаптации детей;
привлечение родителей и их детей в дошкольные учреждения.
Задачи «Материнской школы»:

организация взаимодействия субъектов педагогической поддержки в условиях дошкольного учреждения и семьи в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей и запросов родителей;
обеспечение совместного пребывания родителей и детей в дошкольном учреждении и систематического посещения педагогом семьи с целью оказания целенаправленной и компетентной помощи.
Группы совместного пребывания родителей и детей функционируют по гибкому режиму: 2 раза в неделю, от 2 часов в день в зависимости от запросов родителей. С родителями и детьми проводятся совместные занятия, а также создаются условия для самостоятельной работы родителей и игр детей, вступления их в контакт с другими детьми и взрослыми. К работе с детьми и родителями привлекаются воспитатели дошкольного образования, педагоги-психологи, музыкальные руководители, руководители физического воспитания, медицинские и другие работники.

Совместное пребывание с родителями обеспечивает ребенку чувство безопасности для свободного проявления своей личности, а также предоставляет возможность родителям наблюдать за взаимодействием педагога с детьми, обменяться опытом воспитания.

В условиях «Материнской школы» интегрируются консультирование и совместное пребывание в материнской школе родителей и детей. Это позволяет родителям использовать время нахождения в «Материнской школе» для обдумывания взаимоотношений со своими детьми. Условия такой школы обеспечивают поддержку родителей. В семейных комнатах, групповом помещении они общаются друг с другом. Это помогает им определиться в своей позиции воспитания, узнавать опыт других, менять стиль взаимодействия с ребёнком.

Группы кратковременного пребывания родителей и детей предшествуют поступлению ребёнка в ясли или детский сад, обеспечивают безболезненную адаптацию к дошкольному учреждению. В таких группах создаются условия для постепенного «отрыва» ребёнка от родителей, развития его коммуникативных способностей. Мамы и папы имеют возможность находиться в группе вместе с ребёнком, наблюдать за вхождением его в мир сверстников и взрослых, совершенствовать родительские навыки.

«Материнская школа» является дополнительной образовательной услугой оказываемой учреждением образования на платной основе на основании договора, заключённого между учреждением дошкольного образования и одним из родителем (законным представителем) ребёнка.

Для поступления в «Материнскую школу» обращайтесь к заведующему учреждением дошкольного образования.

График пребывания в материнской школе:

Понедельник: с 11.00-12.00

Четверг: с 11.00-12.00

свернуть
Меню раздела