Родителям

30-летие Конституции Республики Беларусь

15.03.2024

   В рамках мероприятий, посвященных Дню Конституции Республики Беларусь в ГУДО «Детский сад № 56 г. Бреста» состоялся единый информационный час «Канстытуцыя маёй краіны», организован просмотр документального фильма «30 лет Конституции Республики Беларусь».

В старших группах прошли тематические занятия “Я-гражданин Республики Беларусь”, “Символы моей страны”, “Я родным краем ганаруся”. Воспитанники старших групп закрепили представления о том, какие права есть  у граждан нашей страны, которые прописаны в основном законе страны, а также приняли активное участие в изготовлении плаката “Мая Радзіма Беларусь”. Проведенные мероприятия были направлены на воспитание у детей чувства патриотизма, любви к истории и культуре своей страны, ценностного отношения к жизни и миру.

свернуть

Развлечение патриотической направленности «Письмо о Беларуси»

17.11.2023

В ГУДО «Детский сад № 56 г.Бреста» прошло музыкальное развлечение патриотической направленности «Письмо о Беларуси» для детей старшей группы. Почётным гостем мероприятия была старший прокурор г.Бреста Стромук Елена Михайловна, которая разъяснила воспитанникам, что работники прокураторы следят за соблюдением законов и чтобы в нашей стране были мир, порядок, спокойствие и безопасность.

Путешествие помогло уточнить знания детей о родной стране, закрепить представление о государственных и природных символах Республики Беларусь, а игры, песни, загадки, танцы сделали его увлекательным и незабываемым.

свернуть

Куточак роднай мовы

“Вы паслухайце родную мову:

Жауруковаю песняй звініць…

Колькі фарбаў, адценняў у слове!

Як пявуча ліецца-гучыць!”

Лідзія Полазава

Чтобы носить гордое звание патриота своей страны, важно знать свой родной язык. Официальными языками в Беларуси считаются белорусский и русский, однако свой родной язык современное общество почти забыло.

Белорусский язык является связующим звеном в процессе приобщения детей к общечеловеческим ценностям, традициям и историческому прошлому нашей Родины. Все мы хорошо понимаем, что будущее нашего государства зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления, поведения.

Особое значение в образовательном процессе детей нашего дошкольного учреждения придаётся воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу родного края. Любовь к нему формируется постепенно, в процессе накапливания знаний об истории, народных традициях, природе. Педагогические работники нашего учреждения дошкольного образования считают, что очень важно, в процессе воспитания патриотических чувств, обращаться к нашему культурному наследию, которое воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В нашем учреждении дошкольного образования на основе многолетнего опыта сложилась своя система работы в данном направлении. В соответствии с учебной программой дошкольного образования работа по приобщению детей к белорусской речи и культуре осуществляется по следующим направлениям:

занятия по развитию белорусской речи (средние, старшие группы);
развитие речи в процессе ежедневных взаимодействий педагога с детьми в различных видах деятельности;
самостоятельная языковая деятельность детей.
Реализация задач по развитию белорусской речи также осуществляется на занятиях по физической культуре (проводятся белорусские народные игры), на музыкальных занятиях (разучивание песен, проведение музыкальных народных игр, народных праздников, развлечений), организация театрализованной деятельности и пр.

Важное значение для приобщения детей к белорусской культуре, родному языку имеет создание пространственной предметно-игровой среды. Педагогический коллектив считает, что для грамотной организации и проведения образовательного процесса предметная среда в группах должна включать следующий материал для ознакомления детей:

с историей Беларуси;
с историей и жизнью родного города;
с белорусскими народными промыслами и ремёслами, декоративно-прикладным искусством;
с белорусской народной одеждой;
с белорусскими предметами быта;
с белорусскими народными праздниками и обрядами;
с символикой Республики Беларусь;
с творчеством белорусским писателей и поэтов;
с природой Беларуси
Также необходимо использовать потенциал сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих игр с белорусским содержанием.

На сегодняшний день мы планируем создание музея в миниатюре «Беларуская хатка»: проходит процесс активного накопления вещей, которые использовали наши бабушки и дедушки в своём быту. Собрано достаточное количество материала благодаря как сотрудникам, так и активному участию родителей воспитанников. Для ознакомления детей с белорусской культурой и родным языком наши педагоги оформили картотеки белорусских народных игр (в соответствии с возрастом детей); альбомы: «Белорусская национальная одежда»,«Блюда белорусской кухни»,«Народные праздники», «Белорусский орнамент», «Белорусские игрушки» . На сегодняшний день коллектив нашего учреждения работает над созданием альбомов о гербах белорусских городов, их значении, природе Беларуси, белорусских художниках и их творчестве. Важное внимание мы уделяем созданию альбома «Брест сквозь века» – к 1000-ю нашего славного города.

Дети познают культуру и язык своего народа через взаимодействие со взрослым. Поэтому в нашем учреждении дошкольного образования идёт активная просветительская работа с родителями: проведение консультаций, бесед, подготовка наглядного материала в родительском уголке, знакомство с белорусскими интернет-ресурсами, где они могут почерпнуть необходимую информацию а также рекомендуется для чтения дома белорусская детская литература. Так же родители учавствуют в организации и проведении народных праздников: «Дажынкі», «Калдякі», «Масленіца».

Для успешной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении в системе ведётся методическая работа с педагогическими кадрами: проводятся семинары (семинар-бриффинг«Знаешьли ты свой город?»,семинар-устный журнал «По страницам родной земли: наш город Брест»), консультации («Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом», «Формирование национального сознания у детей в процессе игровой деятельности» и пр.), экскурсии по ознакомлению с достопримечательностями родного края. Педагогические работники яслей-сада принимают активное участие в проводимых конкурсах (районных, городских). В 2018 году заняли 2-е место в районном конкурсе «Наш город Брест» в номинации «Лучшее мероприятие, посвящённое городу» (семинар – устный журнал «По страницам родной земли: наш город Брест»), а также 2-е место в номинации «Лучший игровой материал» (дидактическая шкатулка «Городская мозаика»).

свернуть

Растим детей патриотами

На основании Конституции Республики Беларусь за государством закреплена ответственность за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь. Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодёжи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества. Мы обязаны беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, патриотизм являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь.

В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в современных социокультурных условиях одним из основных составляющих воспитания является гражданское и патриотическое воспитание как стратегический ресурс развития общества и государства в целом.

Сегодня как никогда актуально повышение уровня ответственности за настоящее и будущее страны у всех возрастных групп населения, повышение интереса к изучению исторического прошлого Беларуси, осознание необходимости сохранения памяти об исторических подвигах защитников Отечества; уважение и почитание государственной символики Республики Беларусь, исторических святынь и памятников, родной природы; активное вовлечение института семьи в патриотическое воспитание; увеличение числа молодежных инициатив, экспериментальных и инновационных проектов по патриотическому воспитанию и др. (Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы; Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы).

Приоритет воспитания молодежи в духе высокой гражданственности и патриотизма нашел отражение и в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года.

2022 год проходит под знаком Года исторической памяти, что в очередной раз подчеркивает заинтересованность государства в счастливом будущем своей страны, фундаментальной основой которого должно стать сегодняшнее подрастающее поколение, воспитанное в духе ответственности, уважения и любви к семье, малой родине, Отечеству.

Учитывая, что формирование социально-гражданских компетенций личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, вопрос является актуальным на сегодняшней день и представляет практическую ценность для повышения качества образовательного процесса.        

В рамках пленарного заседания Республиканского педагогического совета (24 августа 2021, г. Минск) Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул, что «патриота может воспитать патриот», поэтому современный конкурентоспособный педагог должен стать профессионалом, органично сочетающим в себе фундаментальную и практическую подготовку, компетентное владение традиционными и новыми профессиональными функциями. Ведь именно на него возлагается особая миссия по сохранению национальных культурных традиций и консолидации общества на их основе; от его профессиональной компетентности зависит объединение усилий общества, семьи, учреждения образования в воспитании подрастающего поколения.

Одним из основных условий патриотического воспитания детей и учащейся молодежи является взаимодействие с законными представителями обучающихся, повышение гражданско-правовой культуры института семьи должно стать одним из приоритетных направлений деятельности педагогического работника. Ведь на ярких примерах своей жизни, труда, отношения к государству взрослые (родители) демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и общество в целом. И важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, потому что дошкольный возраст является определяющим в развитии личности. Это тот период, когда закладываются и формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

Развитие личности - это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей и возможностей, психических процессов, формирование нравственных норм, накопление и приобретение социального опыта. Ценностное отношение к окружающему миру, родной стране ребенок пронесет через всю жизнь, а приобретаемые в последующем знания будут накладываться на это отношение и, безусловно, лягут в основу формирования социально-гражданских компетенций, проявляя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, патриотические чувства, культуру межнационального общения к толерантности, любовь  к Родине и стремление к социальному и личному благополучию, чувство собственного достоинства и дисциплинированность.

В Республике Беларусь развитие системы дошкольного образования осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на ее дальнейшее совершенствование и обеспечение доступного и качественного дошкольного образования. Приоритетным в деятельности современного учреждения дошкольного образования является гармоничное, разностороннее, соответствующее возрастным особенностям и возможностям развитие детей дошкольного возраста.

Как указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 № 154-3 «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»), одной из задач воспитательной работы является «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии» (п.21, ст.17). Реализация задач осуществляется в процессе организации гражданского и патриотического воспитания, ориентированного на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры, нравственного воспитания, направленного на приобщение обучающего к общечеловеческим и национальным ценностям.

Приоритеты воспитания детей дошкольного возраста закреплены в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., образовательном стандарте дошкольного образования. Формирование социально-гражданских компетенций в учреждении дошкольного образования основывается на планомерной и последовательной передаче ребенку исторического и социального опыта белорусского народа, воспитании уважения к государственным символам страны. Интерес воспитанников к изучению объёмного материала в значительной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании  вместе с традиционными подходами необходимо учитывать педагогические идеи предыдущих поколений, в основе которых – культ человека высокой морали, красоты и доброты. Все это усиливает эмоционально-познавательные впечатления ребенка, дополнительно мотивирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические качества характерны только человеку. Чем выше уровень овладения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.

 

свернуть

Кансультацыя для бацькоў “Беларускае ясяроддзе дашкольнікаў”

Засваенне дзецьмі беларускай мовы  ажыццяўляецца ў спецыфічнай сітуацыі руска-беларускага блізкароднаснага двухмоўя. Для большасці дашкольнікаў першай мовай, на якой яны вучацца гаварыць і думаць, з'яўляецца руская. У той жа час дзеці даволі рана далучаюцца да беларускай мовы, чуючы яе па радыё, тэлебачанні, ад некаторых дарослых і ў дзіцячым садзе, на асобных занятках. 

Аднак паўнавартасная беларускамоўнае асяродзе ў дашкольнікаў адсутнічае. Больш за тое, дзеці могуць карыстацца рускай мовай нават тады, калі да іх звяртаюцца па-беларуску, ведаючы, што іх разумеюць. Такім чынам, маўленчыя сітуацыі, у якіх аказваюцца дзеці, не ствараюць у іх жыццёвай неабходнасці размаўляць па-беларуску. З іншага боку, стыхійнае авалоданне беларускай мовай прыводзіць да змешвання рускага і беларускага маўлення дзяцей.

Такім чынам, гэта патрабуе спецыфічных падыходаў да навучання дзяцей беларускай мове.

Творы фальклору сваім зместам і формай найлепшым чынам дапамогуць ў гэтым. Паступова яны ўводзяць малога ў стыхію народнага словы, раскрываюць яго багацце і прыгажосць. З'яўляюцца ўзорам прыгажосці мовыі. Народныя казкі, спрыяюць засваенню ўсіх формаў мовы, якія даюць магчымасць выпрацоўкі ў дзяцей ўласных моўных навыкаў.

Зараз дадзеная праблема становіцца яшчэ больш актуальнай.  Недахоп часу ў бацькоў, адсутнасць актывізацыі беларускай мовы з боку бацькоў - прыводзіць да праблем развіцця маўлення дзяцей. На жаль, дзіця больш часу праводзіць за кампутарам, чым у жывым асяроддзі. З прычыны гэтага, творы народнай творчасці практычна не выкарыстоўваюцца нават ў малодшым узросце. Дашкольны ўзрост - гэта перыяд актыўнага засваення дзецьмі гутарковага мовы, станаўлення і развіцця ўсіх бакоў мовы: фанетычнай, лексічнай, граматычнай. Паўнавартаснае валоданне роднай мовай у дашкольным дзяцінстве з'яўляецца неабходнай умовай для разумовага, эстэтычнага, маральнага выхавання дзяцей. Чым раней дзеці чуюць беларускую мову, тым вальней яны будуць  карыстацца ей ў далейшым.

Але жыццё ў рэчышчы народнай культуры не можа быць навязана бацькам. Яно можа быць толькі вынікам натуральнага выбару кожнага чалавека, які бачыць менавіта ў гэтым карысць для дзяцей і адчувае пульс роднай культуры ў самім сабе..  Дзяцінства немагчыма ўявіць без казкі, таму што слухаць казкі, якія табе расказваюць тата і мама, бабуля ці дзядуля, ці добрая выхавацелька, калі бацькоў няма побач — гэта адно з правоў дзіцяці, запісаных у Канвенцыі аб правах дзіцяці. У ёй сказана, што дзіця мае права на зносіны і на ўвагу, на паўнавартаснае развіццё, на выражэнне сябе, на адпаведную свайму ўзросту і зразумелую ў гэтым узросце інфармацыю, а таксама на вывучэнне культуры свайго народу. Усё гэта ёсць у казках.

Казкі вучаць і перасцерагаюць, казкі звязваюць нашых пра-прадзедаў ды пра-прабабуляў з намі. Казкі — гэта ўтульны сямейны вечар, калі клопаты вялікага свету засталіся за сценамі Вашага дому, а Вы і Ваш час належаць толькі Вашым дзецям.

Калі мы гаворым пра Канвенцыю аб правах дзіцяці, у першую чаргу мы думаем пра глабальныя рэчы: пра мір, пра вайну, пра адукацыю, пра ежу, пра жытло і здароўе. Бясспрэчна, гэта вельмі важна. Але Вашая ўвага, Вашыя абдымкі, Вашая сіла і абарона,  Вашая пяшчота і клопат вельмі патрэбныя Вашым дзецям.

Казкі — гэта цэлы чароўны свет, у якім Вы падарожнічаеце разам, трымаючыся за рукі. Свет, у якім Вашае дзіця можа стаць веліканам і навучыць Вас, дарослага чалавека, чаму-небудзь новаму. Размаўляйце, чытайце казкі сваім дзецям на беларускаяй мове. А мы вам у гэтым дапапожам. 

свернуть