Педагогам

30-летие Конституции Республики Беларусь

15.03.2024

   В рамках мероприятий, посвященных Дню Конституции Республики Беларусь в ГУДО «Детский сад № 56 г. Бреста» состоялся единый информационный час «Канстытуцыя маёй краіны», организован просмотр документального фильма «30 лет Конституции Республики Беларусь».

В старших группах прошли тематические занятия “Я-гражданин Республики Беларусь”, “Символы моей страны”, “Я родным краем ганаруся”. Воспитанники старших групп закрепили представления о том, какие права есть  у граждан нашей страны, которые прописаны в основном законе страны, а также приняли активное участие в изготовлении плаката “Мая Радзіма Беларусь”. Проведенные мероприятия были направлены на воспитание у детей чувства патриотизма, любви к истории и культуре своей страны, ценностного отношения к жизни и миру.

свернуть

Патриотическое воспитание в системе дошкольного образования

На основании Конституции Республики Беларусь за государством закреплена ответственность за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь. Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодёжи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества. Мы обязаны беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, патриотизм являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь.

В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в современных социокультурных условиях одним из основных составляющих воспитания является гражданское и патриотическое воспитание как стратегический ресурс развития общества и государства в целом.

Сегодня как никогда актуально повышение уровня ответственности за настоящее и будущее страны у всех возрастных групп населения, повышение интереса к изучению исторического прошлого Беларуси, осознание необходимости сохранения памяти об исторических подвигах защитников Отечества; уважение и почитание государственной символики Республики Беларусь, исторических святынь и памятников, родной природы; активное вовлечение института семьи в патриотическое воспитание; увеличение числа молодежных инициатив, экспериментальных и инновационных проектов по патриотическому воспитанию и др. (Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы; Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы).

Приоритет воспитания молодежи в духе высокой гражданственности и патриотизма нашел отражение и в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года.

2022 год проходит под знаком Года исторической памяти, что в очередной раз подчеркивает заинтересованность государства в счастливом будущем своей страны, фундаментальной основой которого должно стать сегодняшнее подрастающее поколение, воспитанное в духе ответственности, уважения и любви к семье, малой родине, Отечеству.

Учитывая, что формирование социально-гражданских компетенций личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, вопрос является актуальным на сегодняшней день и представляет практическую ценность для повышения качества образовательного процесса.        

В рамках пленарного заседания Республиканского педагогического совета (24 августа 2021, г. Минск) Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул, что «патриота может воспитать патриот», поэтому современный конкурентоспособный педагог должен стать профессионалом, органично сочетающим в себе фундаментальную и практическую подготовку, компетентное владение традиционными и новыми профессиональными функциями. Ведь именно на него возлагается особая миссия по сохранению национальных культурных традиций и консолидации общества на их основе; от его профессиональной компетентности зависит объединение усилий общества, семьи, учреждения образования в воспитании подрастающего поколения.

Одним из основных условий патриотического воспитания детей и учащейся молодежи является взаимодействие с законными представителями обучающихся, повышение гражданско-правовой культуры института семьи должно стать одним из приоритетных направлений деятельности педагогического работника. Ведь на ярких примерах своей жизни, труда, отношения к государству взрослые (родители) демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и общество в целом. И важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, потому что дошкольный возраст является определяющим в развитии личности. Это тот период, когда закладываются и формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

Развитие личности - это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей и возможностей, психических процессов, формирование нравственных норм, накопление и приобретение социального опыта. Ценностное отношение к окружающему миру, родной стране ребенок пронесет через всю жизнь, а приобретаемые в последующем знания будут накладываться на это отношение и, безусловно, лягут в основу формирования социально-гражданских компетенций, проявляя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, патриотические чувства, культуру межнационального общения к толерантности, любовь  к Родине и стремление к социальному и личному благополучию, чувство собственного достоинства и дисциплинированность.

В Республике Беларусь развитие системы дошкольного образования осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на ее дальнейшее совершенствование и обеспечение доступного и качественного дошкольного образования. Приоритетным в деятельности современного учреждения дошкольного образования является гармоничное, разностороннее, соответствующее возрастным особенностям и возможностям развитие детей дошкольного возраста.

Как указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 № 154-3 «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»), одной из задач воспитательной работы является «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии» (п.21, ст.17). Реализация задач осуществляется в процессе организации гражданского и патриотического воспитания, ориентированного на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры, нравственного воспитания, направленного на приобщение обучающего к общечеловеческим и национальным ценностям.

Приоритеты воспитания детей дошкольного возраста закреплены в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., образовательном стандарте дошкольного образования. Формирование социально-гражданских компетенций в учреждении дошкольного образования основывается на планомерной и последовательной передаче ребенку исторического и социального опыта белорусского народа, воспитании уважения к государственным символам страны. Интерес воспитанников к изучению объёмного материала в значительной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании  вместе с традиционными подходами необходимо учитывать педагогические идеи предыдущих поколений, в основе которых – культ человека высокой морали, красоты и доброты. Все это усиливает эмоционально-познавательные впечатления ребенка, дополнительно мотивирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические качества характерны только человеку. Чем выше уровень овладения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.

 

 

 

  1. История Беларуси: возникновение и развитие.

Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

  • природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Республики Беларусь.
  • национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;
  • национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;
  • сведения из истории семьи и страны: быт предков; родословная; памятные места поселка, города, столицы; события Великой Отечественной войны, защитники Отечества;
  • сведения из истории происхождения: названия посёлка, города, достопримечательностей, названия Республики Беларусь и её столицы;
  • содружество с другими государствами: в промышленности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой Отечественной войны; ближние и дальние страны, представления о других нациях, их культуре.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются  положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности. К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

  1. Символы Беларуси.

Задачи: развивать интерес и уважение к государственным символам Республики Беларусь (флаг, герб, гимн), желание подпевать гимн.

Содержание:

  • символы государства: предназначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государственного гимна Республики Беларусь;
  • природные символы страны: животные, птицы, деревья, цветы, которые характерны для нашей республики (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член общества, которому она принадлежит. Для детей дошкольного возраста патриотических чувства связаны с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

  1. Достопримечательности Беларуси.

Задачи: развивать любознательность к месту или объекту, которые являются историческим наследием, архитектурной ценностью в своём поселке или городе, столице страны;

Расширять представления о том, как живут, трудятся  и отдыхают люди в Республике Беларусь.

Содержание:

  • исторические памятники: замки, дворцы, крепости, усадебно-парковые комплексы;
  • архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, библиотеки, стадионы, мосты;
  • природные богатства: ботанический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озёра;
  • ведущие отрасли промышленности, сельского хозяйства;
  • места для отдыха и развлечений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;
  • национальная кухня: продукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет процесс взаимодействия детей с культурно-исторической средой, адаптации к ней и самореализации с учетом индивидуальных возможностей.

  1. Государственные и народные праздники.

Задачи: учить осознать торжественность государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к современным событиям.

Содержание:

  • государственные праздники: День Конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День народного единства;
  • народные праздники : Коляды, Масленница, Купалье, Дожинки.

В ходе реализации данного направления у детей дошкольного возраста формируются личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близким и окружающим людям, потребность использовать накопленные эмоционально прочувствованные представления в творческой деятельности.

 

5.Люди, прославившие Беларусь.

Задачи: воспитывать уважение к Президенту Республики Беларусь, просветителям, национальным героям, деталям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу Родину; формировать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

  • защитники Отечества;
  • исторические личности;
  • достижения граждан страны в руде, спорте, науке, искусстве.

Содержательный компонент направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием  своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сообразительность, поэтичность души и другие положительные качества.

6.Народные промыслы и искусство.

Задачи: расширять представления о культуре страны, приобщать детей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования; развивать умение осознать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

  • народные промыслы: ткачество, гончарство, соломоплетение, бондарство, лозоплетение;
  • народная медицина: использование продуктов питания в лечебных целях;
  • декоративно-прикладное искусство: вышивка, резьба по дереву, гончарство, ткачество, плетение, роспись, ковка;
  • изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

Содержательный спектр направления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нем объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические. Предлагается активное познание окружающего мира: природного и предметного; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлежности к белорусской культуре и искусству.

  1. Белорусское народное творчество.

Задачи: формировать готовность ребенка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в опознании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

  • белорусский народный фольклор: колыбельные потешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;
  • белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;
  • народный кукольный театр: оформление батлейки (аппликация соломкой; вытинанка; художественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);
  • белорусский народный этикет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, ее чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;
  • белорусские национальные костюмы: материал, элементы, художественное оформление, способ ношения элементов костюма.

Содержание направления отражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, исполнение народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

Воспитательная работа должна осуществляться в ходе реализации содержания учебной программы дошкольного образования, программ специального образования в каждой возрастной группе воспитанников (как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности), в том числе посредством использования соответствующих учебных изданий.

Сформированное в дошкольном возрасте ценностное отношение к окружающему миру, родной стране ребенок пронесет через всю жизнь, а приобретаемые в последующем знания и представления будут накладываться на это отношение и, безусловно, лягут в основу формирования гражданской идентичности. Поэтому формирование гражданственности и патриотизма является не только ключевой задачей социокультурной модернизации общества, но и представляет практическую ценность для повышения качества образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.

 

свернуть